История интерьеров и мебели для судов началась вместе с историей становления корабельного дела.
Прародителями первых морских и речных судов принято считать египтян. Именно в Египте начался «деревянный век» судостроения. Мебель на судах была деревянной, в интерьерах использовались декоративные, в том числе металлические элементы, но интерьеру судов не уделялось большого внимания. Суда строились в основном для военных целей и для перевозки грузов, поэтому щедро украшалась внешняя часть судна с целью подчеркнуть величие и могущество судовладельца.
Эпоха регулярного судоходства началась с «переселения народов» в Америку, когда потребовались суда для перевозки большого количества пассажиров. Переселенцев во время морского путешествия ждали тяжёлые испытания. Даже избранные богатые пассажиры могли претендовать лишь на узкую маленькую каюту. Остальная же часть пассажиров ютилась в общих помещениях и трюмах.
В XIX веке началась эпоха развития пассажирских лайнеров. Именно тогда произошло огромное количество инженерных открытий, послуживших толчком для создания судов нового поколения.
Паруса стали вымещаться паровыми машинами, а деревянные корпуса – металлическими. В 1843 году в рейс отправилось первое судно с металлическим корпусом Great Britain, спроектированное английским инженером Изамбардом Брунелем, что полностью развеяло сомнения в том, что железо способно плавать. Впоследствии лайнеры такого типа получили огромную популярность.
По мере роста популярности морских и речных пассажирских перевозок возникали новые судоходные компании, которые, опережая друг друга, старались переманить к себе как можно больше пассажиров. И именно благодаря этой конкуренции изменилось отношение к комфорту для пассажиров, начала складываться концепция интерьеров судов.
На воду спускались настоящие плавучие дворцы. Рейсы на таких кораблях были уже не мучением, а самым ярким приключением всей жизни. Интерьеры кают первого класса были отделаны драгоценными металлами, стены украшались картинами известных мастеров, полы были покрыты коврами, мебель была выполнена лучшими мастерами-краснодеревщиками. Каюты второго и третьего класса не отличались особой роскошью, однако даже там были созданы все условия для комфортного проживания пассажиров.
Судоходные компании обещали своим клиентам не только комфорт и уют, но и высокую скорость путешествия. Началась погоня за Голубую ленту Атлантики – приз, который присуждался лайнерам за рекордную скорость пересечения Северной Атлантики. Корабли-обладатели этого приза пользовались огромной популярностью. Многие стремились переплыть океан на судне-рекордсмене. При этом, желая заполучить приз, капитаны кораблей и главы судоходных компаний зачастую готовы были пожертвовать безопасностью пассажиров, что привело к росту крушений лайнеров, связанных с превышением допустимой скорости в судоходной зоне. Увеличивалось число жертв морских катастроф.
В 1912 году в своё первое плаванье отправился самый большой лайнер того времени «Титаник», который поражал своей роскошью. Интерьеры были оформлены в 19 различных стилях. Каюты обшивались деревом, а медные, латунные и деревянные кровати были застелены шёлковым бельём. Вся обстановка была продумана до мелочей и выполнена с учётом природных условий. Во избежание падений во время сна на кроватях были установлены ограждения, для безопасности камины были заменены электрическими, застеклённые палубы защищали от попадания воды в каюту. Корабль называли плавучей английской усадьбой. Самой знаменитой частью интерьера корабля являлась его парадная лестница, изготовленная из дуба и украшенная чугунными решётками.
Есть гипотеза, согласно которой именно погоня за Голубой лентой Атлантики сыграла с Титаником злую шутку. Желая прибыть в пункт назначения раньше намеченного срока, капитан корабля не отклонился от курса и не сбавил ход даже после получения сообщения об айсбергах. Катастрофа, принёсшая огромное количество человеческих жертв, была практически неизбежна.
Трагическая судьба «Титаника» заставила, наконец, задуматься не только о прибыли, но и повышении уровня безопасности судоходства. В 1914 году была принята первая версия «Международной конвенции по охране человеческой жизни на море» (SOLAS), устанавливающая стандарты безопасности при постройке, оборудовании и эксплуатации судов. Очень большое внимание уделялось вопросам пожарной безопасности. Дерево, используемое для отделки кораблей, легко воспламенялось, и на судах происходили многочисленные пожары. Именно с целью их предотвращения было принято решение об улучшении трудногорючести отделочных материалов. В дальнейшем в документ вносились поправки, которые помогли установить чёткие требования к безопасности судов. Конвенция действует по сей день.
Сегодня технологии судостроения ушли далеко вперед. Разрабатываются новые материалы, совершенствуются требования по безопасности и комфорту судов. Что касается судовой мебели, то ключевыми требованиями для нее остаются трудногорючесть и влагостойкость.
Мебельное производство АО «КАМПО» более 10 лет занимается изготовлением судовой мебели и элементов судовых интерьеров.
Начало развития данного направления было положено при строительстве головного в серии катера проекта 23370, для которого предприятием были самостоятельно разработаны и изготовлены мебель и элементы интерьера. Позже оно получило самостоятельное развитие в рамках расширения деятельности судостроительного производства. За этот период было обстроено более 80 заказов.
Судовая мебель АО «КАМПО» была установлена в кают-компании легендарного спасательного судна «ЭПРОН» в июле 2020 года в качестве подарка экипажу к юбилею судна.
Сегодня мебельное производство предприятия, оснащенное современным оборудованием, проводит работу по созданию интерьерных проектов комплексного оборудованию помещений на кораблях и судах различных проектов. В каталоге судовой мебели представлены: стулья и кресла, диваны, рундуки, кровати, столы, буфеты, шкафы, тумбы и полки, используемые в судовых интерьерах.
Приглашаем к сотрудничеству конструкторские бюро и судостроительные заводы по поставкам судовой мебели и комплексной обстройке судовых интерьеров, в том числе осуществляемой по модульному принципу.
Интерьер модульной каюты
Каюта капитана БГК проекта 23370Г
Ходовая рубка БГК проекта 23370Г